Главная » Для родителей » «Мама… Я не хочу заниматься музыкой!»

«Мама… Я не хочу заниматься музыкой!»

не хочу заниматься музыкойВот так сегодня сказал моей подруге её сын. Мальчик очень талантливый, и подруга в панике, не знает что делать – прекратить занятия или настоять на своем. Когда я сказала, что все мои ученики (и даже я сама) прошли через это, она только махнула рукой – одно дело чужие, а другое, свой – родной, любимый, драгоценный…

Стоит ли продолжать заниматься (и вообще начинать), если теряются такие приятные родительские преимущества, как авторитет; время, потраченное на уговоры; деньги, а самое главное, ребенок-то не хочет!? Значит, не будет из него гения…

Стоп! Здесь важно остановиться. У нас, в среде профессиональных музыкантов, в ходу следующее выражение (сказанное, кстати, великим и могучим Томасом Эдисоном) – «Гений — это 99% (!) пота и 1 % вдохновения». Вот и делайте, дорогие родители, выводы!

И ещё на заметку: это нормально, что ребенок не хочет заниматься. Это НОРМАЛЬНО. На этом прекратим «философию музыки» и перейдем к конкретике. Я дам вам пару дельных советов о том, как ПРАВИЛЬНО построить процесс обучения игре на любом музыкальном инструменте. А уж вы решите – пользоваться ими или продолжать ждать, пока у ребенка возникнет желание.

Только потом не корите себя, когда лет через двадцать ваше выросшее чадо скажет вам: «Мама, а почему ты не настояла на том, чтобы я окончил музыкальную школу. Теперь Петя (Маша, Глаша и т.д.) играют на фортепиано/гитаре/баяне и востребованы в кругу друзей, а я нет».

Совет Первый: ставьте ребенку четкую цель. Например, сегодня ты разбираешь две строчки или только правую руку из произведения, скажем, «Сулико». Помните, что первостепенное в занятии – это не время, потраченное на него, а результат. Только он может принести желаемое удовлетворение (причем как ребенку, так и Вам самому).

Совет Второй: создайте музыкальную атмосферу дома. Пусть у Вас всё поет! Возьмите за традицию перед сном всей семьей слушать классическую музыку. К примеру, подойдут «Времена года» П.И.Чайковского – пьесы не длинные, а тематика конкретная. После прослушивания задайте ребенку вопросы (что он себе представил; о чем, по его мнению, произведение; какое оно – грустное или веселое и т.д.). Это помогает полюбить классику и развивает в ребенке воображение и фантазию.

Совет Третий: найдите вашему чаду друга-ровесника, который точно также занимается музыкой. Ребенок должен знать, что он не одинок в своем увлечении.

Совет Четвертый: сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Они должны стать такой же необходимостью и привычкой, как чистить зубы утром и вечером. Ведь «секрет успеха в постоянстве цели» (Бенджамин Франклин).

Совет Пятый: ставьте инструмент только там, где ничто не отвлекает от занятий. Во время разбора произведения ребенку необходимо быть сосредоточенным. Шум и звуки телевизора/компьютера/магнитофона могут помешать этому.

Совет шестой: хвалите ребенка. Принцип кнута и пряника очень важен в обучении музыке. Ваша похвала должна стать для ребенка мотивацией к дальнейшему движению, разбору произведений и т.д.

Совет седьмой (самый главный): РАЗБИВАЙТЕ произведение на МАЛЕНЬКИЕ фрагменты. Не нужно сразу учить весь текст – запоминайте понемногу, кусочками.

Вот в принципе и всё. ДЕРЗАЙТЕ!!!

 

37 комментариев

  1. Интересно, что даже в музыке гений — это 99% пота. Я что-то думал, что в музыке гениями рождаются.

    • Хельга Бурдь

      Алексей, не поверите, но я тоже была удивлена!!! (когда пошла учиться в музыкальную школу)))) Я поняла, какой это труд!!!!

  2. Евгения Самойлова

    Все советы замечательные. Но они окажутся напрасны, если вы отдадите своего ребенка первому попавшемуся преподавателю. Много талантливых преподавателей уехали жить зарубеж. Там они востребованы. Остались в стране те преподаватели, которые профнепригодны, но гордятся своим стажем преподавательской деятельности насчитывающим 30-40 лет. Пишу об этом как мама, вырастившая двух скрипачей. У многих других родителей дети бросили занятия музыкой. А у тех родителей, кто проявил железную волю и вопреки нежеланию ребенка заставлял его ходить в музыкальную школу — дети возненавидели не только школу, но и музыку. Поэтому главный совет от меня — ищите молодого концертирующего преподавателя. Очень важно чтобы психологически ученик и учитель совпадали.

    • Хельга Бурдь

      Да, Евгения, вы правы на 100%!!! Если между учителем и учеником чувствуется напряг — ученик никогда не доучится у этого педагога.

  3. Хельга, я вот к сожалению не талантлива в музыке, но встречала тех кто столкнулся похожей проблемой. Обязательно передам Ваши советы а лучше отправлю на блог — пусть читают.

    Вообще такой подход в обучении всегда действует и не важно музыка это или спорт, главное подход

    БлагоДарю!

  4. Мне кажется, что очень сильный мотиватор для ребенка — это педагог, влюбленный в свое дело. Такой человек «заражает» своей увлеченностью и любовью к предмету.

    • Хельга Бурдь

      Да, Ирина! Вы правы! Если педагог приходите на работу и думает как бы скорее уйти — пусть лучше сразу меняет профессию..

  5. Мои на музыку когда ходили тоже уставали. Вот рисовать и танцевать ходят без проблем. Так им эта музыкальная наука надоела, что болеть начали.
    А у подруги доча на скрипку ходит и не думает бросать. Так, что тут нужно смотреть, просто устал ребенок или на самом деле его до печенок достала эта музыка. Если первое, то покапризничает и после победы на конкурсе с удовольствием будет заниматься, а если второе, то лучше пусть на бокс ходит. 🙂

    • Хельга Бурдь

      Совершенно согласна! Только вот определить усталость или «аскомину» — достаточно сложно, ведь дети отличные актеры)))))

  6. Мне пришлось переводить сына в другую школу к другому преподавателю, и реабилитация — «быть или не быть» длилась пол года. А с дочкой уже всё шло как по маслу)
    Стоит быть очень внимательным с выбором преподавателя. Другой раз даже с хорошим может быть несовместимость и страдать будут все.

    • Хельга Бурдь

      Да, Ольга! Так и есть. Вот в чем прелесть школ на сегодняшний момент — это в том, что есть подготовительное отделение. Ребенок за время подготовки может понять — нравится или не нравится ему учиться и подходят ли они друг другу с учителем)))

  7. Ирина Немкова

    В любом деле наступает момент усталости или «надоело». И свойственно это не только детям, но и всем нам, согласитесь. Я думаю, каждый с этой проблемой сталкивался. А вот советы по преодолению действительно очень полезные, можно и к себе применять.

  8. Валентина

    Советы очень хороши, отправлю дочь к Вам на блог. Внук в этом году поступил на подготовительные курсы в музыкальную школу. Правда проблем пока нет. Попал в среду, которая ему по душе. Из школы уходить не хочет. Но он из семьи музыкальной, музыка в доме живёт.

    • Хельга Бурдь

      ЗдОрово, Валентина!!!! Только знаете (по секрету :)), в подготовительном классе, им всем всё нравится))) А когда начинается полноценная учеба, добавляются новые предметы и учеба начинает занимать больше времени, начинаются всяческие проблемки))))

  9. Маргарита

    Да, иногда ребёнку нужно внушить, что ему это необходимо.Если он и не станет музыкантом, зато научится разбираться в музыке. Полностью согласна, что многое зависит совместимость преподавателя и ребёнка. Каждый ребёнок индивидуален, даже в одной семье дети реагируют по — разному. Только к любящему и интересному преподавателю тянутся дети. Хельга, успеха Вашему блогу в развитии и продвижении.

  10. Галина Лушанова

    Хельга! Замечательные советы! Они пригодятся многим людям. Спасибо.

  11. Татьяна

    Советы действительно хорошие. Я росла, когда всех чуть ли не поголовно отдавали учиться музыке, не было тогда такого разнообразия, как сейчас. Меня тоже не обошла эта участь. Таланта к музыке у меня не было, но я все же училась пока учитель был хороший.
    Потом меня перевели к другому, я так понимаю, как человека не подающего надежд. Тому было все все равно и я вскоре бросила это занятие. Мне больше нравился спорт и там у меня были успехи.
    Но, что интересно, что когда я перестала заниматься по-необходимости, я больше в руки инструмент не брала.
    Считаю, что очень важно быть внимательным к своим детям и постараться все же выяснить в чем их наклонности.
    Обычно это можно увидеть, у ребенка это получается легче чем, скажем что то другое. Ему нравится что то с этим делать, понятно, что однообразные уроки утомляют, а вот просто поиграть может быть интересно.
    Только если вы видите, что что все совпадает, можно применить советы Хельги.
    Иначе можно просто сломать ребенка, ведь взрослому это просто и он будет жить не свою жизнь, а выполнять навязанное ему извне, он не будет счастлив от этого. Он всегда будет жалеть о том, что не смог делать то, что ему очень нравится делать.

    • Хельга Бурдь

      Конечно, Татьяна! Очень точно подметили — нужно быть внимательнее к своим детям! Но, если честно, не всегда удается разглядеть наклонности в первом классе))) Чаще всего ребенок раскрывается к классу 4-му.

  12. Тамара Темираева

    советы хорошего педагога и музыканта будут полезны всем молодым родителям.

  13. наталья самбурова

    Мою младшую сестру Настю мама пыталась обучать в музыкальной школе на фо-но. Когда ей было 6 лет, мама повела к учительнице по музыке на консультацию и получила оскорбительный отрицательный ответ, мол, обезьяну легче научить, чем этого ребёнка. Маму это задело. И она наперекор всему стала с Настей заниматься по 6!!! часов в день. За четыре года музыкальной школы Настя играла лучше всех своих одноклассников. А в пятый класс идти категорически отказалась. Сейчас сестра жалеет, что бросила. Зато в музыкалке до сих пор помнят мою маму, как она с Настей сидела на всех занятиях в школе, чтобы дома правильно учить. По иронии судьбы у учительницы этой дочка родилась с характером Насти — такая же непоседа. И теперь она всем говорит, как она понимает мою маму. А у Насти беглость пальцев сохранилась на всю жизнь. Учителя удивляются, когда она к ним иногда в школу заходит. Свою дочку учить не хочет, помнит свои муки.

    • Хельга Бурдь

      Ого, благодаря вашей маме, ребенок мог бы стать выдающимся музыкантом, но с другой стороны, это тоже не самый лучший выход))))

  14. Хельга, столько тут насоветовали… И ведь каждая права. 🙂 Дети вообще внушаемые личности. Если родители расскажет ребенку, что он прост о устал, а на самом деле очень хочет заниматься на этой скрипке, то ребенок поверит. ))) Может малыш и в самом деле просто устал? Предлагаю через время отписаться, чем дело кончилось.

    • Хельга Бурдь

      Да, у каждого взгляд со своего опыта))) Одно могу сказать точно, если устали родители, то толку не будет — ребенок ухватится за это, и в итоге бросит, а если родители настроены решительно и позитивно — тогда все будет ок)

  15. Я тут почти по теме отпишусь…
    Нередко детей в музшколу отправляют не родители, а сами дети жаждут обучения на скрипке (фоно и т.д.). И когда по прошествии 2-3 лет детишки говорят «не хочу, не буду, бросаю школу», а родители реально позволяют бросить — это ситуация ни к чему хорошему в дальнейшем не приводит. Дети привыкают, что к тому, что если тяжело и не хочется, то можно бросить, сломать, растоптать, уничтожить…. В будущем это выльется в разводы после 2-3 лет совместной жизни, в «на тебе мама ребенка, а мне учиться (работать) надо», в «да ну ее эту работу, посижу дома на маминой шее» и т.д.
    Примеры у меня перед глазами есть! Детей надо приучать к трудностям и к тому, что свое слово надо держать. А расхлябанность и вседозволенность приводит к неприятным ситуациям.
    И, кстати, по статистике дети, окончившие музшколу реже становятся преступниками (ворами, убийцами). Цифры исследования точно не помню, так что конкретно процент сказать не могу.

    • Хельга Бурдь

      Алеся, полностью с вами согласна!!!!

    • Людмила Ивановна

      Хочу добавить такую мысль: за 40 лет преподавания в муз.училище ,ни одного случая не знаю о каких либо правонарушениях и подобных дел у выпускников.Конечно,90% это заслуга музыки.

  16. Тамара Розинская

    Когда-то моя дочь заявила, что больше не подойдёт к инструменту. Конечно, я уговаривала, но настаивать не стала. Я думала, она отдохнёт и вернётся к музыке. Нет, пианино простояло ещё три года и она ни разу не подошла. Мы продали инструмент. А через много лет дочь рассказала мне, что учительница музыки оскорбила её. Вот так всё непросто. Надо спросить у ребёнка, чего он хочет. Я не признаю насилия над детьми.

    • Хельга Бурдь

      Конечно, нужно всегда узнавать причину резкого нежелания учиться, ведь просто так ничего не бывает)

  17. Ребенка надо заинтересовать, если не хочет ходить на музыку, просто поговорить по душам и выяснить причину.

    • Хельга Бурдь

      Я согласна с вами на 100%! Потому что бывают моменты, когда причина действительно есть!

  18. Ага,значит это нормально то,что я не хочу ходить на музыку из-за того,что на меня ОРЕТ учительница,(не ругает,не делает замечания,а именно КРИЧИТ) за любую не правильно сыгранную ноту.
    Всегда я уходила с занятей с красными глазами. Но,я до сих пор боюсь рассказать об этом родителям потому,что при них она приветливая и добрая.

    • Хельга Бурдь

      Нет, это не нормально. Здесь прямая вина учителя! Первое, что вам нужно сделать — это твердо спросить у учителя, почему он на вас кричит? Второе, поговорить с родителями! Спокойно объяснить, как проходят ваши занятия и попросить родителей поговорить с учителем. В 99% случаев, учитель меняет свою тактику. Если этого не произойдет, родители могут поговорить с руководством о переводе к другому учителю.
      Если вы боитесь, что родители вам не поверят — запишите урок на диктофон.
      Желаю вам перемен к лучшему! Чтобы любовь к музыке осталась с вами навсегда!

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*