Главная » Интересные факты » Конкурс Чайковского. Интересное прошлое

Конкурс Чайковского. Интересное прошлое

v_mS7jumC-g

Летом 2015 г. в России состоится XV музыкальный конкурс имени Чайковского. Первый конкурс прошел в Москве в 1958 г., и с тех пор пролетело уже, ни много ни мало, 57 лет.


История конкурса интересна и поучительна: это было и музыкальное действо с политическими оттенками, это было и что-то вроде чемпионата мира по музыке, но были и годы забвения и падения престижа музыкального мероприятия.

Но сегодня, похоже, конкурс набирает новую высоту и готовится стать одним из самых значительных мировых музыкальных явлений.

Тем интереснее будет вспомнить некоторые события, связанные с конкурсом и раскрывающие его своеобразие и неповторимость.

1-й конкурс – 1958 г. Это единственный конкурс, где в работе жюри пианистов принимал участие великий музыкант Святослав Рихтер (СССР-Россия). О своем участии в работе жюри он скажет примерно так: «А какие ставить баллы? Ван Клиберну – 10. Остальным – 0, 0, 0…» Позже Рихтер не сидел в жюри ни одного конкурса, потому что не считал нужным.

К первому же конкурсу Апрелевский завод грамзаписи выпустил 40 тысяч пластинок с записями произведений Чайковского, потому что музыкальный конкурс приравняли к событию общественно важному.

В 1966 г. на 3-м конкурсе победителем среди пианистов стал Григорий Соколов (СССР), которому едва исполнилось 16 лет, и он ещё даже не был студентом консерватории.

Любопытно, что среди членов жюри пианистов в том году работала прославленная французская пианистка Надя Буланже, которой было 78 лет.

Ныне Г. Соколов – активно концертирующий пианист (до 80 концертов в год), студийным записям предпочитает концертные.

На том же 3м конкурсе Чайковского впервые стали состязаться и вокалисты (женское и мужское сольное пение). Виолончелисты на конкурсе появились ещё в 1962 г.

Но изюминка вокального конкурса заключалась в том, что зарубежным конкурсантам приходилось петь на русском языке романсы Чайковского.

А международным музыкальным языком в то время был итальянский. Но, тем не менее, среди лауреатов – англоязычные певцы, а Д. Марш (США) и В. Тайлер (США) – Ι и ΙΙ премии. А русская оперная музыке шире зазвучала в Европе и остальном мире, и это, во многом благодаря конкурсу Чайковского.

Не обошлось и без утопий. После 1962 г. (2-й конкурс) высказывались вполне серьёзно мысли о том, чтобы как-то включить оперную и балетную музыку композитора, и тем самым превратиться в конкурс всей музыки Чайковского. Но пока обошлось…, потому что это был бы уже совершенно другой жанр.

И ещё о скрипке: мало кто знает, что начиная с 1990 г. проходят соревнования скрипичных мастеров. Жюри слушает звучание инструментов из-за занавеса. А инструменты-лауреаты попадают либо в коллекции и музеи, либо приобретаются музыкантами. Инструменты-участники приобретаются для консерваторий и училищ.

Поскольку конкурсу Чайковского скоро исполнится 60 лет, то наблюдается интересная тенденция: в работе жюри принимают участие победители прошлых лет. А это уже музыканты с мировым именем: Б. Дуглас (Великобритания). Б. Березовский (СССР-Россия), Д. Мацуев (Россия), В. Третьяков (СССР-Россия), Л. Исакадзе (СССР-Грузия), М. Биешу (СССР-Молдова), М. Брунелло (Италия) и многие другие.

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*