Главная » Для родителей » Как подготовить ребёнка к выступлению на конкурсе

Как подготовить ребёнка к выступлению на конкурсе

TWITTER_16_03_1

Что и говорить – тема актуальная, важная и животрепещущая. Если затронуть суть, то вырисовывается подход с двух позиций. Конкурс – это выступление, когда юный музыкант исполняет музыкальное произведение или несколько произведений в непривычных условиях: другая сцена, другой инструмент (если рояль), незнакомая публика, конкурсная атмосфера.

Значит, внимание юного артиста должно быть направлено на то, чтобы собственно исполнить то, что выучено, не сфальшивить, выдержать темп, не забыть «нотный текст», выйти на сцену разыгранным. Назовём это музыкально-технической стороной.

А вторая сторона – это уже чисто психологическая. Выйти и сделать (сыграть) то, что юный конкурсант должен сделать: уверенно, красиво и решительно. Т.е. преподнести себя и своё музыкальное умение.

Как правило, в момент выступления, рядом с юным учеником находятся его педагог и родители (один или оба).

Музыкально-техническая сторона – это, обычно, прерогатива педагога по специальности: хорошо разыграться, повторить при необходимости сложные места, может быть даже отдельными руками, может в замедленном темпе. Обычно опытный педагог знает и понимает, в каком музыкально-техническом состоянии пребывает его подопечный, и делает всё, чтобы музыкальных потерь не было. Если это выполняется – это уже половина успеха.

Умные и просвещённые родители, это понимают и настраивают ребенка на такую непосредственно предконкурсную подготовку. А потом помогают, может быть словом, может собственным спокойным поведением в её реализации.

А вот в психологической настройке перед выходом на сцену родители могут и должны сыграть свою роль. Конечно это может делать и педагог, но вдруг ситуация сложилась так, что у него несколько конкурсантов и всех нужно по очереди «выпускать» на сцену?

И, потом, кто лучше родителей может предвидеть поведение собственного ребенка в «предстрессовой» ситуации?

Разумные советы для родителей в таких случаях выглядят так:
— ни в коем случае не показывать своё волнение и переживания. Всё-таки взрослому это сделать легче;
— разговаривать только спокойно и доброжелательно, не повышая голоса, даже в напряжённых ситуациях;
— оказывать разумную помощь в подготовительно-предконкурсных движениях (войти, раздеться, подержать ноты и проч.), которых обычно бывает много;
— настроиться самому и настроить юного конкурсанта на то, что конкурс – вполне обычное и нормальное дело, и независимо от того какой будет результат, само выступление — уже успех.

Есть ещё и медикаментозные средства для снятия волнения. Но психологи и разумные родители как-то выражают сомнение в том, нужно ли это подростку, и чем это потом может закончиться.

В любом случае, я советую не доводить ситуацию до такого состояния, когда нужны пилюли для успокоения. Я обычно использую дыхательную «гимнастику». Перед выходом на сцену, вместе с ребенком дышу. Буквально 3-5 глубоких вдоха-выдоха, и волнение проходит. Важно их делать именно глубокими. Вдох через нос, выдох через рот.

Участвуйте и побеждайте!

4 комментария

  1. В детстве я училась в музыкальной школе и участвовала во всех возможных концертах. Примерно лет в 12-13 стало появляться ужасное волнение на публике, настолько сильное, что однажды после исполнения пьесы на концерте, моя учительница сольфеджио сказала, что смогла узнать какая пьеса исполняется только на последних аккордах. Может волнение это еще и возрастное явление?

    • Хельга Бурдь

      Да, Ирина, это несомненно. Маленький ребенок еще не осознает всей важности момента, так сказать, поэтому и волнений меньше — он просто выходит на сцену и делает то, что выучил. Чем старше ребенок, тем сознательнее он становится и понимает, какую ответственность на него возложили. Если маленького ребенка могут волновать только два мнения — родителей и учителя, то взрослого — мнение общества (зрителей в данном случае).

  2. Меня научили волноваться..

    Помню, как перед концертом во втором классе я подошла к одной плачущей старшекласснице. Она сказала мне, что боится выступать. И заразила наверное меня. Перед своим выходом я сидела и думала: «А я боюсь или не боюсь? А как это бояться? Что надо делать, чтобы бояться…»
    В общем, настроила я себя на страх. Но именно — на страх выступления по музыке (петь и играть перед аудиторией). В старшем возрасте, когда пришлось выступать «с речами» — страха не было. Т.е. говорить — я могу перед тысячей человек, а играть на гитаре — нет. До сих пор страх есть. Уже лет 20 прошло.

    Так что ваши советы — очень ценны. Не стоит ребенку говорить о волнении. И не стоит ребенку показывать волнующихся детей. Ведь привычка переживать может остаться у него на всю жизнь…

    • Хельга Бурдь

      Совершенно с вами согласна, Алеся! Благодарю, что поделились своим опытом — думаю это будет полезно многим!!!

Ответить

Ваш e-mail не будет публиковаться Required fields are marked *

*